Издательство Деком
Издательство Деком
Пройтись под семиструнную от «Яра» до Парижа

«Цыганская песня: От «Яра» до Парижа» — первое в новом веке полноформатное исследование цыганской песни, что ценно само себе. Ведь несмотря на пристальный интерес к жанру промоутеров европейских world music фестивалей, активному вниманию со стороны Александра Ф. Скляра, Гарика Сукачева, молдавской группы Zdob Si Zdub и популярность фильмов Эмира Кустурицы, цыганской музыки в России будто и не существует. Между тем во времена былые на Руси говорили: «Русский человек умирает два раза: за Родину и когда слушает цыган». 

Автор-составитель издания Максим Кравчинский — энтузиаст каких поискать. Его книги-исследования по «русскому шансону» не просто реабилитируют жанр, но явно готовят почту для серьезных культурологических исследований. Песню, как и Родину не выбирают, а у Кравчинского этот, мягко говоря, спорный жанр отторжения не вызывает.

В новую работу вошло описание творчества таких мастеров, как Алексей Дулькевич, Петр Деметр, Александр Колпаков, Николай Эрденко, Николай Сличенко, Николай Жемчужный. Кравчинский рассказывает подробно, но не скучно; информативно, но не злоупотребляя подробностями. Да и подробностей этих сохранилось не так уж много. Прекрасно понимая свою дальнейшую участь и, мягко говоря, неактуальность в культурной программе постреволюционной России, цыганские семьи Димитриевичей, Поляковых, Массальских привычно собрались в путь и разбрелись по всей планете — от Парижа до Рио-де-Жанейро. А там им было не до систематизации творческих архивов. 

Старые фотографии, афиши, истории жизни нескольких цыганских семей рисуют картину яркую, но в целом безотрадную. Удивительная 200-летняя песенная традиция в силу генетической непоседливости ее носителей просто обязана была впитать в себя традиции других народов, но этого не случилось. И великий цыганский барон Алеша Димитриевич, и братья Жемчужные невольно оказались заложниками некоего ресторанного культа. В отрыве от которого они выглядят блестящей экзотикой, а исторические встречи с выдающимися личностями являются, как правило, продолжением, а, точнее, приятным дополнением к веселой гулянке.

Максим Кравчинский пытается данный стереотип опровергнуть, и процесс этот не из легких. Вряд ли благодаря книге полупустые залы на концертах Леонсии Эрденко (артистки, легко совмещающий цыганскую традицию с любым жанром, от романса до рока) когда-нибудь заполнятся, врочем, как и стадионы, на которых Мадонна поет в сопровождении Kolpakov Trio. Да и кинозритель, с хохотом наблюдающий за похождениями цыганских семей в фильме Кустурицы «Черная кошка, белый кот», вряд ли внезапно откроет для себя удивительную по пронзительности и энергетике музыку. Но первый шаг в этом направлении сделан. 

«Цыганская песня: От Яра до Парижа», Деком, Нижний Новгород, 2013.

 

© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa