Издательство Деком
Издательство Деком
Израиль Гусман. Жизнь и судьба дирижера

Израиль Гусман. Жизнь и судьба дирижера

Израиль Гусман. Жизнь и судьба дирижера

Осенью этого года в Нижегородской филармонии отметят 100-летие дирижера Израиля Гусмана (1917–2003), возглавлявшего оркестр филармонии без малого 30 лет, с 1957 по 1987. Отметят концертом, в котором обещан «музыкальный сюрприз» от Владимира Спивакова, одного из самых знаменитых учеников Гусмана по дирижированию. Однако к памятной дате стали готовиться заранее — таким «приношением» легендарному горьковскому дирижеру стала книга «Сквозь пять линеек», представляющая собой мемуары самого Гусмана.

gusman_book

Гусман И.Б. Сквозь пять линеек. Составитель Я.И. Гройсман. –
Н. Новгород, Деком, 2015. 336 с., илл. Тираж 1000 экз.

Книга появилась в 2015 в издательстве «Деком», продолжив серию «Имена», повествующую о ярких личностях в мире искусства и науки. Как отмечает автор проекта, издатель Яков Гройсман, «рукописи мемуаров, предоставленные в распоряжение редакции его семьей, проработаны с разной глубиной и степенью завершенности, некоторые фрагменты оборваны буквально на полуслове».

Тем не менее, этот труд, которому Гусман посвятил остаток жизни, был бережно восстановлен и дополнен «интерлюдиями» — так издатель назвал редакционные врезки (отзывы прессы, воспоминания близких людей и коллег, исторические справки), восполняющие лакуны оригинального текста. В итоге сложилась трехчастная структура самой книги, напоминающая по полифоничности голосов, ее составляющих, хорошую симфонию (или даже концерт, учитывая «сольный» характер издания).

Первая часть («Сквозь пять линеек») повествует о пути к профессии и «догорьковском» периоде, пришедшемся на военные и послевоенные годы (это служба в армии, в том числе и в качестве дирижера, а после войны — руководство оркестром Харьковской филармонии), вторая («Шостакович и горьковчане») открывается переездом в 1957 в родной для маэстро г. Горький и рассказывает о работе Гусмана главным дирижером филармонического оркестра, финальная третья («О дирижерской профессии. Интервью, которого не было») посвящена размышлениям об искусстве дирижирования. Книга прекрасно иллюстрирована множеством фотографий, раскрывающим ее содержание.

Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Израиль Гусман. Горький, 1960-е
Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Израиль Гусман. Горький, 1960-е

Дирижер-пионер

Безусловно, автору мемуаров было что рассказать читателям — многое, что делал Гусман, было впервые для города Горького, где развернулась его бурная деятельность, а в иных случаях и для страны. Таковыми стали нововведения дирижера — фестивали «Современная музыка» (с 1962, именно они открыли фестивальное движение в СССР), позволившие говорить о горьковском оркестре как о своеобразной лаборатории новой советской музыки и бесплатные концерты на летней волжской эстраде (начавшиеся с 1958 и продолжающиеся регулярно и в наши дни), популяризовавшие среди широкого населения симфоническую музыку. Неординарными событиями для нижегородцев стали первые исполнения «Страстей по Матфею» Баха, «Жанны д’Арк на костре» Онеггера, возвращение к жизни «Катерины Измайловой» (после 25 лет забвения оперы, впервые в стране, игрались четыре антракта), приезды ведущих композиторов (Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Р. Щедрин), известнейших дирижеров и исполнителей (Кондрашин, Темирканов, Козловский, Вишневская, Ростропович, Оборин и многие другие… даже Ван Клиберн!), единственное выступление Шостаковича в качестве дирижера…

«Борьба за Шостаковича»

Шостакович — вообще отдельная глава (точнее главы) в мемуарах Гусмана. Познакомившись с ним в юности (чему поспособствовал отец Гусмана, бывший в ту пору заместителем директора Большого театра), Израиль Борисович имел счастье не раз творчески пересекаться с композитором — на Всесоюзном смотре молодых дирижеров в Ленинграде (где Гусман вошел в пятерку лауреатов, а ДД был председателем жюри), а также уже в Горьком, готовя премьерные исполнения его сочинений (одним из блестящих итогов такого поклонения стал монографический фестиваль Шостаковича в Горьком — единственный, который состоялся в нашей стране при жизни ДД, в 1964). Главы о Шостаковиче содержат много ценной информации — в первую очередь, о первых интерпретациях его музыки (в Москве, Ленинграде, Горьком) и о советах самого ДД в этом плане, непосредственные впечатления от общения с композитором. Живой и заинтересованный тон Гусмана позволяет стать словно очевидцем тех далеких событий, увидеть, как шла «настоящая борьба» за музыку Шостаковича и к какой «дипломатии» приходилось подчас прибегать дирижеру, чтобы эта музыка звучала в Горьком («Подумайте сами — если мы сыграем симфонию, то ее услышат только тысяча человек в зале. Но если мы отменим исполнение, то об этом на следующий же день по «вражеским радиоголосам» узнает весь мир» — таковы были аргументы, сказанные Гусманом в управлении культуры «в защиту» 13-й симфонии, премьера которой была под большим вопросом).

Рассказ Гусмана подкупает особой заразительностью, увлеченностью, способностью говорить прямо, без оглядок, о проблемных моментах — и в жизни, и в профессии. Возможно, что военное время, в которое он формировался как человек и как дирижер (И.Б. прошел войну в воздушно-десантных войсках и в эти же годы оканчивал военный факультет Московской консерватории), определило такую независимую позицию, «боевые» качества дирижера, так пригодившиеся ему в профессиональной жизни (показательно, что Ростропович как-то назвал Гусмана «солдатом настоящей музыки»). В мемуарах, охватывающих более 60 лет (!), в подробностях передается атмосфера времени, рассказывается «о тех событийных ступенях, по которым поднималась наша музыка». Рассказывается ярко, образно (кажется, что литературный дар его отца, известного журналиста Бориса Гусмана, передался и сыну) и с присущим ему, как отмечали многие, отменным чувством юмора. 

«Солдат музыки»

Рассказ Гусмана подкупает особой заразительностью, увлеченностью, способностью говорить прямо, без оглядок, о проблемных моментах — и в жизни, и в профессии. Возможно, что военное время, в которое он формировался как человек и как дирижер (И.Б. прошел войну в воздушно-десантных войсках и в эти же годы оканчивал военный факультет Московской консерватории), определило такую независимую позицию, «боевые» качества дирижера, так пригодившиеся ему в профессиональной жизни (показательно, что Ростропович как-то назвал Гусмана «солдатом настоящей музыки»). В мемуарах, охватывающих более 60 лет (!), в подробностях передается атмосфера времени, рассказывается «о тех событийных ступенях, по которым поднималась наша музыка». Рассказывается ярко, образно (кажется, что литературный дар его отца, известного журналиста Бориса Гусмана, передался и сыну) и с присущим ему, как отмечали многие, отменным чувством юмора.

Тайны профессии

Столь же интересна и последняя часть книги — размышления о профессии, хотя этими размышлениями в общем-то наполнена вся книга, без исключения (здесь воспоминания и о дирижерах Большого театра, где он буквально «рос за кулисами», и о смотре дирижеров в Ленинграде; рассказ о военной оркестровой службе, оценка исполнений своих коллег-дирижеров.) На страницах книги Гусман делится своим мнением относительно «болевых» вопросов оркестровой жизни: психологического климата в коллективе, конфликтов и их истоков, негатива оркестровой работы («если попытаться обобщить сущность репетиционной работы дирижера, то она состоит в ОТРИЦАНИИ: дирижер постоянно говорит музыкантам, что они играют НЕ ТАК…»), других аспектов. Для Гусмана это были серьезные вопросы, в своей жизни он знал не только розы, но и шипы (так, вскользь упоминается о его вынужденном уходе из филармонии в 1987, после которого он уже фактически не вернулся к оркестру. Вообще последний период жизни Гусмана (а это еще 16 лет после ухода) практически мало освещен — то ли мемуары оборвались на нем, то ли издатель не счел нужным педалировать острые моменты биографии своего героя). В то же время книга дает читателю возможность взглянуть на Гусмана как на практика — благодаря включенным в издание отзывам и воспоминаниям о его работе известных музыкантов страны, а также артистов горьковского симфонического оркестра.

Жаль только, что мемуары «Сквозь пять линеек» (наподобие других музыкальных изданий из серии «Имена») не дополнены диском — ведь в фондах наверняка осталось немало записей Израиля Гусмана (так, на протяжении четырех лет — в «зрелые» для дирижера 1981–1985 — съемки оркестра вело Горьковское телевидение, где перед исполнением музыки Гусман выступал и как лектор. «Говорит и показывает Израиль» — так остроумно кто-то из оркестрантов окрестил в свое время этот цикл.) Было бы невероятно интересно оценить трактовки дирижера, о некотором числе которых его любимый Шостакович говорил, как о великолепных.

Израиль Борисович Гусман родился в 1917 в Нижнем Новгороде в семье известного журналиста и музыканта Бориса Евсеевича Гусмана (его отец окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки). В 1920 переехал с семьей в Москву, где отец получил назначение на должность заведующего театральным отделом газеты «Правда», а чуть позднее стал заместителем директора Большого театра. Гусман-младший обучается игре на гобое, создает школьный оркестр, впервые пробуя себя в роли дирижера. В тридцатые годы он, по совету отца, поступает на работу в оркестр — сначала музыкального театра им. Немировича-Данченко, затем Московской филармонии (играет на гобое, а также осваивает ударные).

Пройдя срочную службу в армии, он в 1941 поступает в Московскую консерваторию, которую оканчивает в 1944, получив диплом с отличием по специальности «военный капельмейстер». Во время войны Гусман служит в воздушно-десантной части, а в последний год войны становится дирижером объединенного оркестра Прикарпатского военного округа и Черновицкой филармонии.

Демобилизовавшись, он направляется руководством киевского комитета по делам искусств на Всесоюзный смотр молодых дирижеров в Ленинград. Войдя в пятерку лучших, Гусман сразу получает приглашение возглавить оркестр Харьковской филармонии, в котором он проработает десять лет (в эти же годы начнется его преподавательская работа в местной консерватории). В 1957 Гусмана пригласят в Горький (Нижний Новгород), где он сменит Кирилла Кондрашина и станет главным дирижером филармонического оркестра и будет им на протяжении трех десятилетий. Его деятельность выдвинет горьковский оркестр в число лучших симфонических коллективов страны. Оркестр неоднократно гастролировал в Москве, Ленинграде, Риге, Вильнюсе, городах России, дважды завоевывал первое место на Всероссийских конкурсах симфонических оркестров (в 1975 и 1984). Также маэстро дирижирует другими оркестрами, в том числе и за рубежом (Германия, США, Куба, Япония), спектаклями в Большом театре. В эти же годы (с 1957) Гусман преподает в Горьковской консерватории, где ведет оркестровый и оперный классы, симфоническое дирижирование. Студенческий оркестр п/у Гусмана играет современную музыку (10-ю симфонию и «Песню о лесах» Шостаковича), ставит оперы «Пиковая дама», «Сказка о царе Салтане», «Кармен». В это же время дирижер начинает работать над планирующейся книгой о Дм. Шостаковиче. В 1965 дирижер становится заслуженным деятелем искусств, а спустя 13 лет — народным артистом РСФСР; в 1981 его избирают профессором консерватории.

В 1987, после вынужденного ухода из филармонии, Гусман едет на работу в Москву — он приглашен стать главным дирижером Детского музыкального театра Наталии Сац. Но спустя два года он снова возвращается в Горький и сосредотачивается на работе в консерватории. На 1992 приходятся его последние выступления в качестве дирижера: в сентябре на первом Сахаровском фестивале, а в декабре на концерте в честь своего 75-летия, где он представлял большую программу из сочинений Берлиоза, Прокофьева, Щедрина и Шостаковича. В 1996 за большие заслуги в развитии музыкального искусства города губернатор Нижегородской области Борис Немцов лично награждает его званием почетного гражданина региона.

В последние годы Израиль Борисович Гусман, уже не работая в консерватории, пишет мемуары, оставшиеся незавершенными. Маэстро скончался в Нижнем Новгороде в 2003. На доме, где он жил, установлена памятная доска.

Елена ПРЫТКОВА

 


© 2009-2014 ООО Издательство ДЕКОМ

Created by WebRa